О клинике > Пресса о клинике

Афтозный стоматит

Рецидивирующий афтозный стоматит является хроническим воспалительным заболевания слизистых оболочек ротовой полости. Клиническая картина выглядит следующим образом. Больные отмечают появление болезненных округлых изъязвлений, имеющих гиперемированный ободок. Язвочки покрывает фибринозный налет. Диагностируют патологию на основе жалоб пациента, составления анамнеза недуга и проведения осмотра слизистых оболочек. Терапевтические методики основываются на устранении одонтогенного источника инфекции, нормализации работы пищеварительного тракта, эндокринной и иммунной системы. Также назначают анестетики, антисептические и противовоспалительные полоскания для рта.

Общая информация о рецидивирующем афтозном стоматите

Рецидивирующий афтозный стоматит представляет собой болезнь, для которой характерно очаговое нарушение целостности слизистых оболочек ротовой полости. Данной патологии подвержены пациенты разного пола и возраста. Недуг обостряется преимущественно весной и осенью на фоне снижения иммунитета. Афтозный стоматит является неконтагиозным заболеванием, поэтому он не передается при контакте с заболевшим. Прогноз заболевания зависит от его формы, резистентным уровнем иммунной системы, своевременно начатого лечения и подбора адекватных терапевтических методик.

Что может спровоцировать появление стоматита?

До сегодняшнего дня медики не выделяют однозначную причину появления заболевания. Они считают, что спровоцировать недуг может снижение иммунитета и аллергический процесс, возникающий на синсибилизационном фоне организма к патогенным микроорганизмам, вирусам, микробам и пищевым аллергенам, попадающим в ротовую полость. Благодаря проведенным исследованиям удалось установить, что к возникновению недуга также приводит дисбактериоз в отделах желудочно-кишечного тракта.

Также стоматологи не исключают, что спровоцировать заболевание могут перекрестные иммунные реакции, заключающиеся в запуске ошибочного процесса поражения антителами, которые вырабатываются организмом, слизистых оболочек ротовой полости в связи с антигенными сходствами бактерий с эпителием. Часто афтозный стоматит возникает из-за эндокринных и иммунных патологий, оказывающих негативное влияние на пищеварительную систему, что приводит к дисбактериозу и соответственно к стоматиту. Стоматит может появиться у больных гиповитаминозом, инфекционными заболеваниями, диатезом, диабетом и гельминтозом.

Симптоматика и классификация недуга

По степеням тяжести стоматит может иметь:
  • Легкую форму. Ее диагностируют раз в несколько лет. Для этой формы характерны единичные язвочки в ротовой полости.
  • Среднюю форму. Она диагностируется до двух раз в год. Для нее характерны множественные изъязвления слизистой рта.
  • Тяжелую форму. Рецидивы заболевания случаются чаще трех раз в год и отличаются тяжелым течением.

Стоматит делится на следующие разновидности и бывает:
  • Фибринозным. Эта форма недуга является самой благоприятной. Ранки во рту при правильном лечении заживают за 5-7 дней.
  • Некротическим. Чаще всего возникает на фоне сниженного иммунитета, на фоне недугов соматического типа. Из-за сосудистых спазмов возникают ишемические изменения в слизистой с последующим некрозом тканей. Появившиеся язвочки долго не заживают. Выздоровление может длиться до трех недель.
  • Гранулярным. Этот тип стоматита поражает не только слизистую оболочку, но и протоки малых слюнных желез. Зачастую изъязвления обнаруживаются на небе. Регенерация пораженного эпителия занимает до трех месяцев.
  • Рубцующимся. Это самая тяжелая форма недуга. Ее провоцируют иммунодефецитные состояния организма. На слизистых оболочках ротовой полости появляются глубокие язвы, после заживления, которых формируется рубцовая ткань, деформирующая слизистую оболочку рта. Процесс выздоровления длится до двух месяцев.

Для рецидивирующего афтозного стоматита характерно появление округлых эрозий с гиперемированными краями, которые образовываются на невоспаленной слизистой оболочке ротовой полости. Зачастую язвочки появляются с внутренней стороны щеки, на нижней челюсти под языком, на слизистой оболочке губ, небе и деснах. Сверху пораженная слизистая покрыта фибринозным белым налетом, который спаян с поверхностью. Пациенты жалуются на дискомфорт и боль во время приема пищи и разговора. Язвочки очищаются от налета примерно на пятый день, а заживление наступает в среднем через неделю.

Как диагностируют афтозный стоматит

Выявить недуг достаточно просто. Для того чтобы поставить диагноз стоматолог опрашивает пациента на предмет жалоб, изучает клиническую симптоматику и анамнез. При возникновении необходимости могут быть назначены следующие исследования:

• Диагностические процедуры на выявление кандиды и герпеса.
  • Мазки со слизистой оболочки и посевы на чувствительность микрофлоры к антибиотикам.

При неясной картине недуга может быть назначена консультация иммунолога и эндокринолога. После получения необходимых данных будет поставлен точный диагноз и назначено лечение.

Профилактические мероприятия при афтозном стоматите

К профилактическим мероприятиям можно отнести:
  • Соблюдение гигиены ротовой полости.
  • Поддержание защитных сил организма в норме при помощи приема иммуномодуляторов, правильного питания и спорта.
  • Своевременное лечение недугов, касающихся пищеварительной, нервной и эндокринной систем.
  • Правильное питание и употребление необходимых организму витаминов.
  • Избегание контакта с аллергенами.
  • Недопущение перетекания заболеваний в хроническую стадию.
  • Ведение здорового образа жизни.

Придерживаясь этих правил заболевания, удастся избежать или свести его рецидивы к минимуму.