Депривация сна – лишение сна для лечения депрессии

Сон – это необходимость для нашего организма. Лишение человека возможности удовлетворения этой потребности называется депривацией сна. Она может быть как естественной, возникающей вследствие нарушения или расстройства сна, так и принудительной. В настоящее время большое распространение получила депривация сна по принуждению, целью которой является вывод человека из депрессивного состояния.

В период депрессии нередко встречается нарушение обычных процессов жизнедеятельности больного. Расстройство сна, бессонница – постоянные «спутники» депрессии. При данном заболевании к человеку либо вообще не приходит сон, либо он поверхностный, неглубокий, прерывистый. После такого неполноценного отдыха состояние человека заметно ухудшается, появляется быстрая утомляемость, усталость.

Применение принудительной депривации способствует нормализации суточного цикла «сон – бодрствование», помогает наладить здоровый и крепкий сон.

Организм при вынужденном лишении сна испытывает серьезный стресс, который способствует увеличению выработки катехоламинов, обеспечивающих важные процессы физиологии. Все это существенно повышает тонус организма и приводит в норму психическое состояние.

Варианты депривации сна

1. Тотальная депривация. Человек бодрствует на протяжении 40 часов. Повторяется депривация около 7 раз. На 1-м этапе лечения процедура применяется 2 раза в течение недели, а при улучшении самочувствия – 1 раз в неделю.

2. Частичная депривация. Процесс сна занимает у человека около 3-х часов, далее сон принудительно прерывают. Этот вариант не очень эффективен, используется крайне редко, с применением специальной аппаратуры и под наблюдением врача.

Условия для проведения депривации сна

1. В процессе лечения нельзя засыпать даже на очень короткое время.
  2. Рекомендуется правильно спланировать день с обязательной переменой видов деятельности: динамичный и активный должен чередоваться с пассивным.
  3. Включить в распорядок дня прогулки на свежем воздухе и небольшие физические нагрузки.
  4. Полностью отказаться от снотворных лекарственных препаратов на период лечения.
  5. Не рекомендуется деятельность, требующая повышенного внимания (вождение автомобиля, пользование электроприборами).

Проводить депривацию сна можно только под наблюдением специалиста. Перед началом лечения необходимо сделать полное обследование организма. Не допускается процедура депривации сна при наличии хронических заболеваний, сахарного диабета, гипертонии.

При использовании депривации сна улучшение состояния наступает постепенно. В процессе лечения у человека могут возникать приступы тревоги и беспокойства. Как правило, это происходит во второй половине дня. С утра, после ночи без сна, у большинства пациентов отмечается хорошее самочувствие. Установлено, что после бессонной ночи происходит более легкое засыпание, сон становится ровнее, а общий настрой следующим утром заметно улучшается. Повторение депривации сна направлено на закрепление положительной динамики, дальнейшего улучшения настроения человека.

Полный курс депривации поможет не только нормализовать сон, но и улучшить аппетит, пробудить интерес к жизни – то есть справиться с депрессией без применения специальных лекарственных средств.