Атопический дерматит – причины, симптоматика, диагностика

Атопический дерматит является хроническим незаразным, воспалительным заболеванием кожных покровов, которое имеет периоды ремиссий и обострений. Для него характерны сильный зуд, сухость и раздражение эпидермиса. К тому же заболевание ухудшает качество жизни пациентов из-за косметических недостатков, которые сложно скрывать от посторонних глаз. Постоянное расчесывание кожных покровов приводит к попаданию в нее патогенных микроорганизмов и повторному инфицированию. Диагностику данного недуга проводит аллерголог, иммунолог и дерматолог. Лечение болезни заключается в медикаментозной и физиотерапии, а также соблюдении специализированной диеты.

Атопический дерматит - общая информация

Атопический дерматит – один из самых распространённых кожных недугов, который развивается в младенческом возрасте и сохраняется на протяжении всей жизни. В медицине атопический дерматит считают наследственно обусловленным, незаразным кожным недугом аллергического характера, имеющим рецидивирующее течение.

Причины, вызывающие атопический дерматит

Так как болезнь обладает наследственно обусловленным характером, то она чаще всего диагностируется в семьях, где кто-либо из родственников болел атопическим дерматитом. Если же болезнь наблюдается у родителей, то возможность того, что она проявится у детей, составляет пятьдесят процентов. Ну а в случае если недуг имеется у обоих родителей, дети в восьмидесяти процентах случаев унаследуют дерматит. Первые признаки заболевания дают о себе знать в первые пять лет жизни ребенка, начинаясь в грудном возрасте.

С взрослением симптоматика начинает ослабевать, но подавляющее большинство пациентов живут с этим недугом всю жизнь. Зачастую при атопическим дерматите наблюдается астма и аллергия.

На распространение недуга влияют неблагоприятная экология и климатические условия, неправильное питание, стрессы, нервные перегрузки, предрасположенность к аллергии и недолеченный инфекционные заболевания. Дерматит может развиваться из-за раннего отлучения от груди, в результате чего страдает иммунная система ребенка. К тому же на его возникновения может повлиять неправильное питание кормящей мамочки или длительный токсикоз во время вынашивания плода.

Симптомы атопического дерматита

Первые признаки заболевания наблюдаются в первые шесть месяцев после рождения. Дерматит может быть наследственным либо вызванным переводом ребенка на искусственное вскармливание. К периоду полового созревания симптоматика обычно проходит, но у некоторых пациентов она перетекает во взрослую форму. Так как недуг относят к категории хронических, он имеет стадии обострения и утихания. Обострения наблюдаются весной и осенью, зимой недуг, наоборот, переходит в спящую стадию.

Атопический дерматит представлен хронической и острой стадией течения. Острая стадия недуга характеризуется высыпаниями, гиперемией кожных покровов, шелушением, отечностью, образованием эрозионных мокнущих участков, которые со временем покрываются корочкой. Если в раны попадает инфекция, развивается гнойное поражение.

При хронической стадии происходит утолщение эпидермиса, растрескивание кожных покровов, появление расчесов и пигментация кожи на веках.

Дерматит может быть младенческим, детским и взрослым. Каждая из этих фаз имеет особое течение и симптоматику.

В младенческой и детской фазе недуга наблюдаются высыпания на лице, ногах, руках и ягодицах. Пораженные участки имеют розовый цвет с везикулярными высыпаниями и мокнущими участками, после чего на их месте образуются корочки и кожные покровы начинают шелушиться.

Во взрослом возрасте у пациента наблюдаются розоватые участки поражение с высыпаниями, которые появляются на сгибах локтей и колен, а также на шее и лице. В этих местах эпидермис грубый, сухой и потрескавшийся. Усиливать симптоматику недуга может пыльца растений, пыль и попадание инфекции в раны.
Какие осложнения возникают на фоне атопического дерматита

Главная причина, вызывающая осложнения при дерматите – это повреждения кожных покровов из-за постоянного их расчесывания. Так как целостность эпидермиса нарушается, снижаются его защитные функции, что приводит к присоединению инфекции. Самым частым осложнением недуга является пиодермия, для которой характерна гнойничковая сыпь и повышение температуры тела.

Также к осложнениям можно отнести герпетические высыпания, появляющиеся на веках, губах и слизистых оболочках. Атопический дерматит может осложняться грибковыми инфекциями, поражающими ногти, слизистые оболочки, ступни и волосистую часть головы.

Диагностика атопического дерматита

Диагностируют дерматит на основе клинической симптоматики. Зачастую этот недуг достаточно сложно отличить от других его разновидностей, но его атопические признаки и локализация высыпаний помогают специалисту поставить правильный диагноз. Также пациенту назначаются кожные пробы на аллергены и биохимию крови на медиаторы.

После сбора полного анамнеза и получения результатов диагностических исследований ставится диагноз и подбирается соответствующая терапия.

Прогнозы
Самое тяжелое течение болезни наблюдается у маленьких детей, но с возрастом количество ремиссий и обострений снижается. Около тридцати процентов пациентов избавляются от дерматита к периоду полового созревания. Но существует вероятность того, что через некоторый промежуток времени недуг может вернуться.

Для ремиссий характерно стихание заболевание на промежуток от пары недель до нескольких лет. Для тяжелых случаев дерматита ремиссии не характерны. Прогрессирование заболевания может привести к астме и другим болезням. Пациентам с атопическим дерматитом необходимо сменить сферу деятельности, если она связана различными раздражителями и химическими веществами.

К сожалению, полностью обезопасить себя от негативных факторов невозможно. Но если соблюдать профилактические меры и своевременно лечить рецидивы, то заболевание будет протекать в более легкой форме, которая не так пагубно скажется на качестве жизни. Также количество ремиссий можно свести к минимуму и избежать серьёзных осложнений во время течения заболевания.

Профилактические мероприятия при атопическом дерматите
Профилактические мероприятия бывают первичными и вторичными. Первичная профилактика позволяет избежать появления недуга, а вторичная предотвратить рецидивы.

Первичную профилактику необходимо проводить еще до рождения ребенка, если есть риск того, что у него может быть данный недуг. Будущая мамочка должна на протяжении всей беременности избегать контакта с аллергенами и правильно питаться. После того как ребенок родиться, необходимо соблюдать правила его кормления и вводить прикорм с особой осторожностью.

Если недуг уже проявился, необходимо четко придерживаться рекомендаций врача, избегать контакта с аллергенами и поддерживать в комнате определенный микроклимат, проводя уборку не менее двух раз в неделю. Также необходимо соблюдать специальную диету и избегать стрессов. Соблюдая все вышеописанные рекомендации, удастся свести рецидивы заболевания к минимуму, а в редких случаях избавиться от него вовсе.