Беременность и сахарный диабет

Сахарный диабет – одна из эндокринных патологий, которая характеризуется нарушением процессов обмена глюкозы в организме человека. На сегодняшний день выделяют 5 основных типов сахарного диабета:

1. Диабет первого типа. Связан с нарушением продукции собственного инсулина b-клетками поджелудочной железы.
  2. Диабет второго типа. Связан с нарушением взаимодействия инсулина и рецепторов тканей, из-за чего повышается их резистентность к действию данного гормона, а это, в свою очередь, ведет к снижению усвоения клетками глюкозы.
  3. LADA диабет – одна из форм патологии, особенностью которой выступает сходная клиническая картина с диабетом второго типа, но этиопатогенетическая картина соответствует диабету первого типа.
  4. MODY диабет – одна из наследственных форм диабета, возникающая у лиц молодого возраста, и главной особенностью которого есть нетипичная симптоматика и тип течения, соответствующий картине диабета второго типа у взрослых.
  5. Гестационный сахарный диабет – форма сахарного диабета, которая связана с периодом беременности, характеризуется гипергликемией и может являться предвестником скрытого диабета второго типа. При нормальном течении после окончания беременности симптоматика в большинстве случаев уходит и показатели глюкозы возвращаются к норме.

Причины возникновения диабета у беременных

На сегодняшний день не существует единой теории касательно того, что является основополагающей причиной развития этого заболевания.

Существуют предположения, что развитие заболевания может быть связано с наследственной патологией гормонпродуцирующих клеток, аутоиммунной агрессией, в результате чего нарушается синтез инсулина, а также с травматическим повреждением поджелудочной железы.

Если говорить о периоде беременности, то у таких пациентов может развиться «диабетическое состояние», которое будет вызвано физиологическими перестройками в организме матери.

Симптомы сахарного диабета

Клиническая симптоматика зависит от формы патологического процесса:
  • Частое мочеиспускание.
  • Жажда, утомляемость, что сопровождает пациента на протяжении всего дня.
  • Немотивированная потеря веса.
  • Головокружение.

Особенности диабета в период беременности

Все пациентки с этим диагнозом должны находиться под пристальным контролем квалифицированного эндокринолога на протяжении всей беременности. Это связано с «искажением» некоторой симптоматики в этот временной промежуток.

Заболевание характеризуется волнообразностью и лабильным течением, а скорость возникновения осложнений существенно возрастает. Это влечет за собой возможность развития острых состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью как матери, так и плода.

Возможные осложнения для беременных

1. Ретинопатия – осложнение, характеризующееся нарушением микроциркуляции в области глазного дна, что ведет к ухудшению трофики и, как следствие, снижению зрения.
  2. Невропатия – осложнение сахарного диабета, характеризующееся поражением нервных окончаний в результате диабетического поражения сосудов микроциркуляторного русла. Нарушается питание соответствующих нервных волокон и происходит утрата функции (в месте поражения полностью теряется или значительно снижается ощущение боли, холода, тепла и т. д.).

При постоянном контроле врача и соблюдении курса лечения все возможные осложнения сводятся к минимуму.

Диагностика и лечение диабета

При диагностике сахарного диабета можно воспользоваться определением 4 показателей, а именно:
  1. Точное определение уровня глюкозы в крови, после проведения «глюкозотолерантного теста».
  2. Определение уровня гликозилированного гемоглобина.
  3. Определение глюкозы в моче.
  4. Определение содержания ацетона в моче.

После определения формы диабета и степени его компенсации врачом-эндокринологом будут предложены индивидуальные варианты терапии. Следует отметить, что при таком заболевании, а тем более, если оно сочетается с беременностью - о самолечении не может быть и речи.

Базисная терапия диабетических состояний включает:
  1. Соблюдение режима питания (диеты) с использованием расчета потребления углеводов с помощью «хлебных единиц».
  2. Нормализация массы тела.
  3. Применение препаратов инсулина короткого, длительного и комбинированного действия.
  4. Борьба с возможными осложнениями.
  5. Проведение просветительной работы с пациентом.

Прогноз заболевания

Касательно жизни и трудоспособности – благоприятный. При соблюдении соответствующей терапии возможно существенно остановить или полностью устранить развитие осложнений, что дает возможность такому пациенту жить и наслаждаться полноценной жизнью. Однако, стоит помнить, что проводимая терапия является симптоматической, то есть не излечит полностью от недуга.