Причины возникновения экземы, симптоматика, диагностика недуга

Экзема является кожным заболеванием, характеризующимся хроническим течением. Чаще всего недуг вызывают именно аллергические факторы. В качестве одного из самых распространённых признаков заболевания можно выделить воспалительный процесс разных слоёв кожного покрова серозного характера. На фоне воспаления появляется сильный зуд и сыпь на пораженных болезнью участках. Исходя из статистических, данных экзема является одним из самых часто встречающихся дерматологических недугов, так как на нее приходится практически сорок процентов от всех кожных заболеваний. Дерматологи выделяют шесть типов экземы, представленной микробной, дисгидротической, себорейной, детской и истинной.

Какие причины могут спровоцировать возникновение экземы?

При постановке диагноза очень сложно выделит одну точную причину, так как недуг зачастую вызван комплексным воздействием факторов эндокринного, экзогенного, нейроаллергического и обменного типов. Основные причины экземы представлены:

• Наследственной предрасположенностью к появлению недуга.
  • Профессиональными факторами. Чаще всего экземой страдают люди, у которых работа связана с производством химикатов, фармацевтической и пищевой продукции.
  • Гормональными расстройствами.
  • Частыми стрессовыми ситуациями и нервными потрясениями.
  • Нарушениями в иммунной системе.
  • Заболеваниями печени, желудка, кишечника и недугами микотической этиологии.
  • Атопическим дерматитом и эссудативным диатезом. На фоне этих заболеваний у малышей может развиться экзема.

Симптоматика недуга

Экзема может иметь различные проявления, но, несмотря на это, специалисты выделяют ее как отдельный недуг вследствие того, что она для всех своих типов имеет один похожий симптом, который заключается в появлении большого количества волдыриков на кожных покровах в одном или нескольких пораженных участках эпидермиса.

С течением заболевания пузырики сливаются в один участок и затем вскрываются, визуально напоминая водную гладь, которая только начинает закипать. Когда пузырики вскрываются, на их месте образуется мокнущая раневая поверхность, в которой проходит воспалительный процесс. Когда эта стадия подходит к концу, на месте мокнущих участков образуются корки с сильным шелушением эпидермиса и постоянным зудом.

Экзема истинного типа начинается с гиперемии кожных покровов. Затем начинают проступать симметричные высыпания, поражающие кожу рук, ног и туловища.

Экзема микробного типа появляется в результате поражения кожных покровов стафилококковой инфекцией. Зачастую этим недугом страдают люди, имеющие ослабленную иммунную систему. Заболевание проявляется четкими ассиметричными участками, которые покрываются корками и постоянно шелушатся.

Детская экзема в основном локализуется на волосистой части головы ребенка и лице, распространяясь оттуда по всему телу. Также высыпания можно обнаружить в паховых складках и на ягодицах малыша.

Экзема себорейного типа затрагивает волосистые участки головы, кожные покровы между лопатками, грудную клетку и лицо. Для нее характерны желтоватые, жирные чешуйки кожи в местах локализации недуга.
Как развивается экзема

У данного недуга дерматологи выделяют четыре стадии развития, которые представлены:
  • Эритематознозной стадией, для которой характерен зуд и гиперемия кожных покровов.
  • Папуловезикулезной стадией, характеризующейся появление пузырьков с жидкостью внутри.
  • Мокнущей стадией, характеризующейся пузырьками, которые лопаются, образуя мокнущие участки с обильным выделением серозной жидкостной составляющей.
  • Корковой стадией, для которой характерно подсыхание мокнущих участков и замена их сухой коркой, имеющей сероватый или желтоватый оттенок. Во время течения этой стадии не всегда наступает ремиссия. Зачастую появляются новые очаги поражения, и недуг повторяется начиная с покраснения и заканчивая шелушением, поражая все больше кожных покровов на теле.

Осложнения, вызываемые экземой

Экзема может осложниться присоединившейся к ней инфекцией или сопутствующими недугами, которые могут привести к появлению на кожных покровах пустульных образований или гнойных корок.

Если не лечить заболевание или же подобрать неправильную терапевтическую методику при детской экземе, к недугу могут добавиться другие заболевания, которые в комплексе с экземой, могут спровоцировать серьезные осложнения или даже привести к летальному исходу малыша.

Как диагностируют экзему?
Экзему диагностируют при проведении осмотра пациента дерматологом. После внешней диагностики назначают аллергические пробы, а также иммунологическую диагностику. Также дерматолог может направить пациента на прием к диетологу, аллергологу и иммунологу.

Если возникнет необходимость, будет назначена микроскопия на наличие различных патогенных грибковых микроорганизмов и биохимия крови.

Также дерматологом может быть дифференциальная диагностика, с целью исключения таких заболеваний, как трихофития, чесотка и прочие.

Профилактические меры
Проведение профилактики, к сожалению, не может предотвратить возможность появления экземы, но зато существенно снизит процент риска его появления. Если у пациента наблюдается себорея или дерматит, необходимо срочно начинать их лечить, начав с определения вызвавших недуг. Если экзема вызвана профессиональной деятельностью человека, то необходимо сменить работу либо свести к минимуму контакты с химическими веществами, которые спровоцировали заболевание. Также важно избегать стрессов и вести здоровый образ жизни без вредных привычек.