Хронический гайморит – симптомы, диагностика и лечение

Гайморит является недугом воспалительной этиологии, затрагивающим гайморовы носовые пазухи. Для недуга характерно затрудненное дыхание через нос, гнойно-слизистые выделения из носовых ходов, болевые ощущение в области лба, переносицы и крыльев носа, отечность щеки и века с пораженной стороны, высокая температура. Если не приступить к своевременному лечению недуг может осложниться отитом, менингитом, флегмоной глазницы, поражением сердца, почек и остеомиелитом.

хронический гайморит

Гайморит - общая информация

Гайморит представляет собой воспалительный процесс, охватывающий гайморовы пазухи носа. Пациенты, у которых диагностировали недуг, жалуются на боли в переносице и крыльях носа, затрудненное дыхание, отечность щеки и века в пораженной области, слабость, головные боли и температуру. Начатое своевременное лечение позволит избежать серьезных осложнений, которые могут возникнуть на фоне гайморита.

Гайморит может иметь как острую, так и хроническую форму течения. Исходя из статистических данных, хронический гайморит диагностирован у десяти процентов населения земли. У детей этот недуг встречается крайне редко, ввиду недоразвитости носовых пазух.

Что провоцирует развитие недуга?

Зачастую гайморит вызывают патогенные микроорганизмы в виде стрептококков, стафилококков, вирусов, хламидий и грибков, которые развиваются на фоне сниженного иммунитета. У взрослых пациентов гайморит зачастую возникает по причине попадания в носовые ходы вируса Haemophilus influenzae. У детей его вызывает микоплазма и хламидии.

Факторы риска возникновения гайморита представлены:

• ОРВИ, ринитами.
  • Аденоидами.
  • Хроническим фарингитом и тонзиллитом.
  • Кариесом.
  • Врожденными патологиями строения носовых ходов.
  • Искривленной носовой перегородкой.

Чаще всего гайморит диагностируют в зимний и осенний период, ввиду снижения защитных функций организма.

Классификация гайморита

Гайморит может быть катарального и гнойного типа. Для катаральной разновидности недуга характерно гнойной или асептическое отделяемое. В зависимости от того, каким путем в носовые пазухи проникла инфекция, гайморит может быть гематогенным, риногенным, одонтогенным и травматическим.

В зависимости от того какая у недуга наблюдается морфология, хронический гайморит может быть:
  • Экссудативным. При этом типе недуга в носовых пазухах скапливается гнойное содержимое.
  • Продуктивным. Для этого типа недуга характерен процесс изменения слизистой оболочки гайморовых пазух с их атрофией или образованием полипов.

Так как при воспалительном процессе закупориваются слизистые железы при хроническом течении заболевания, в пазухах могут образовываться кисты и псевдокисты.

Широко распространёнными являются полинозные и полинозно-гнойные гаймориты. Реже встречаются пристеночно-гиперпластические и катарально-аллергические формы. И совсем редко – озеонные и некротические хронические гаймориты.

Симптоматика недуга

Острый гайморит начинается с повышения температуры до тридцати восьми – тридцати девяти градусов. У больного отмечается интоксикация и лихорадка. Иногда температура остаётся в пределах нормы. Также наблюдается дискомфорт в районе лба, переносицы, верхней челюсти и корня носа. При надавливании на пораженные участки она усиливается. Боль может отдавать в виски и другую половину лица. В некоторых случаях присутствуют головные боли.

Дышать носом становится тяжело. Если гайморит обнаружен с двух сторон, то пациент дышит ртом. Могут быть закупорены слезные каналы и наблюдаться слезотечение. Выделения из носа имеют серозный характер, приобретая со времени мутно-зеленоватый оттенок и вязкость.

Хронический гайморит возникает в результате недолеченного острого течения недуга. При наступлении ремиссии состояние больного остается нормальным. При обострении наблюдается общая интоксикация и повышение температуры.

Если диагностирован экссудативный гайморит, то для него характерно отделяемое, количество которого усиливается во время обострения и снижается в период ремиссии. При катаральной форме гайморита наблюдаются истечения жидкого отделяемого с неприятным запахом. При гнойном гайморите, выделения имеют густую консистенцию, и зеленоватый оттенок. При подсыхании на слизистых носовой полости они образуют корку.

Головные боли появляются при обострениях или нарушенном оттоке слизистых отделяемых их гайморовых пазух. Головная боль имеет давящий или распирающий характер и усиливается при моргании и вращении глазами, спадая по время сна.

Часто пациенты с хроническим гайморитом жалуются на ночной кашель, не поддающийся лечений. Его вызывают гнойные отделяемые, которые попадают из носовых пазух в заднюю глоточную стенку. Также могут наблюдаться отечности с пораженной стороны носа и глаза с наличием кератита или конъюнктивита.

Осложнения гайморита

Гайморит опасен тем, что тонкая гайморова пазуха контактирует с глазницей и мозговыми оболочками. По этой причине при ее прорыве, гнойное отделяемое может попасть в глазницу или мозги, вызывав при этом сильный воспалительный процесс. Также инфекция с гайморовых пазух может распространиться в ближайшие органы, вызвав сопутствующие заболевания, представленные острым менингитом, ангиной, фарингитом, невритом лицевого нерва и челюстным остеомиелитом.

Чтобы избежать вышеперечисленных осложнений, необходимо своевременно обращаться к врачу и начинать лечение на ранних стадиях недуга.

Как диагностируют гайморит?
Диагностику недуга проводят на основе анамнеза, жалоб пациента и внешнем осмотре. Также назначается рентген черепа, пункция гайморовых пазух и сдача общего анализа крови. В дополнение к обследованию, пациенту необходимо проконсультироваться к иммунолога.

После сбора всех необходимых данных отоларинголог ставит диагноз и подбирает подходящую методику лечения.

Профилактические мероприятия, лечение при хроническом гайморите
К профилактическим мероприятиям стоит отнести своевременное лечение основного недуга, устранение факторов, которые могут вызвать гайморит, не дожидаясь того, пока появятся первые симптомы заболевания.

Соблюдая эти правила можно избежать хронического проявления недуга и избавиться от него на ранней стадии либо вовсе не допустив его появления.