Причины и симптомы герпетической инфекции

Герпетическая инфекция является хроническим рецидивирующим инфекционным заболеванием, вызываемым вирусом герпеса. Для недуга характерно поражение нервных клеток и кожных покровов. Основным путем заражения герпесом считают контактный способ передачи, но отмечается еще трансплацентарный и воздушно-капельный способ. От других вирусов, герпес отличается тем, что он, может длительное время персистировать в нервных клетках. Это приводит к рецидивам, возникающим при снижении иммунитета. Герпетическая инфекция представлена лабиалисом, генитальным, висцеральным, генерализованным герпесом, герпетическим стоматитом и конъюнктивитом.

Общая информация о герпетической инфекции

Герпетическая инфекция представляет собой рецидивирующую инфекцию хронического типа, которую вызывает вирус простого герпеса, поражающего кожные покровы и нервные клетки. В медицине выделяют два вида герпеса. Первый тип поражает слизистые оболочки зрительных и лор органов. Он передается контактным путем. Второй тип герпеса – генитальный. Он передается половым путем. В качестве источника инфекции является человек, носитель вируса.

Первый тип вируса, предающийся контактным путем, выделяется на поверхность пораженной слизистой и кожи, откуда может попадать на предметы быта, служащие в дальнейшем источником заражения. Также первый тип в некоторых случаях передается воздушно-пылевым и воздушно-капельным путем. Второй тип также может передаваться от матери к плоду через плаценту. Герпес, проникший в организм, остается там длительное время и проявляет себя при снижении иммунитета. Первая стадия недуга имеет латентное течение, но через некоторое время инфекция начинает развиваться, поражая покровы и слизистые.

Герпетическую инфекцию классифицируют по типу поражения тканей. Она представлена кожным герпесом, герпесом, поражающим слизистые, ОРВИ, генитальным и висцеральным герпесом, герпетическим поражением нервной системы, его генерализированной формой и герпесом новорожденных.

Причины и симптомы заболевания

К причинам возникновения болезни можно отнести сниженный иммунитет и заражение вирусом всеми возможными путями.

Герпетическая инфекция имеет инкубационный период от двух дней до нескольких недель. Она может иметь как острое течение, так и постепенное. В большинстве случаев недуг протекает незаметно, переходя в хроническую форму. Рецидивы заболевания случаются по нескольку раз в год при снижении иммунитета, как правило, на фоне простудных заболеваниях.

Кожный герпес поражает губы и крылья носа. Больные жалуются на зуд и жжение пораженных областей, с уплотнением кожных покровов и формирования везикул, наполненных прозрачным веществом, которое со временем мутнеет. Когда пузырьки лопаются, появляются неглубокие повреждения, покрывающиеся корочкой, которые заживают в течение нескольких дней без последствий. В случае вторичного инфицирования, могут увеличиваться лимфатические узлы, а поражения могут носить гнойный характер, что усложняет их заживление.

Герпетическое поражение слизистых оболочек протекает сложнее. Если герпес возник в ротовой полости, то его диагностируют как острый или рецидивирующий стоматит. Для него характерна интоксикация, повышенная температура, появление на слизистых пузырьков, которые со временем вскрываются, оставляя болезненные эрозивные участки, заживающие до двух недель.

Генитальный герпес чаще всего представлен местной симптоматикой. Больные отмечают высыпания на половых органах, которые могут осложнять интоксикацией лимфаденитом, лихорадкой, болью в пояснице и животе, зудом и жжением.

Высыпания могут поражать и слизистые оболочки половых органов, включая уретру, влагалище и шейку матки. В некоторых случаях генитальная инфекция поражает слизистую глаз и рта.

Герпес нервной системы имеет течение схожее с серозным менингитом или энцефалитом. В тридцати процентах случаем он приводит к смертельному исходу. К осложнениям такого вида герпеса относят параличи и парезы. Для него характерны сильная интоксикация, паралич, высокая температура и судороги.

Висцеральный герпес по своей клинике напоминает воспалительные недуги, поражающие органы. Он может стать причиной герпетических пневмоний, эзофагитов, панкреатитов и нефритов. При диагностике полых органов, на их стенках отмечаются высыпания, переходящие в эрозии.

Герпес новорожденных возникает на фоне сниженного иммунитета. Для него характерно поражение кожных покровов и слизистых, сопровождающееся интоксикацией и лихорадкой.

Как диагностируют герпетическую инфекцию?

Диагностируют герпетическую инфекцию, направляя пациента на вирусологический анализ жидкости, которая содержится в везикулах и соскобах эрозированных участков. Помимо этого, будут назначены общие анализы крови, слюны, смывов со слизистых носоглотки, мочи спермы.

К дополнительным диагностическим методикам относят иммуноглобулиновое исследование после осмотра у иммунолога и РНИФ. Также могут проводить полимеразную цепную реакцию.

На основании полученных данных ставится диагноз и назначается лечение.

Прогнозы и профилактические мероприятия при герпесе

Неблагоприятный прогноз отмечается у герпетической инфекции нервной системы и у пациентов больных СПИДом. Герпетическое поражение роговицы может привести к слепоте, а поражение шейки матки к развитию онкологии. Все остальные типы герпеса имеют благоприятные прогнозы и вылечиваются за несколько недель.

Чтобы обезопасить себя от герпеса необходимо избегать общения с больными людьми и не использовать их предметы быта и гигиены также не стоит забывать об использовании контрацептивов, защищающих от заражения генитальным герпесом. Чтобы не допустить рецидивов недуга при хроническом герпесе, необходимо проводить своевременное вакцинирование и принимать иммуномодуляторы, для поддержки защитных сил организма на должном уровне.