Синдром хронической усталости

Синдром хронической усталости - это хроническое заболевание, основным проявлением которого является немотивированная слабость. Главные мишени этого заболевания - иммунная система и центральная нервная система.

Синдром хронической усталости

Клинически синдром хронической усталости характеризуется головными болями, не освежающим сном, болями в суставах и мышцах, чувствительностью ногтей. Человек плохо концентрируется, утрачивает удовлетворение, развивается беспокойство, панические атаки, уход от контактов, депрессия. Диарея чередуется с запорами, возникает синдром раздраженной кишки.

Синдром хронической усталости возникает, когда на фоне генетической предрасположенности стрессы и неблагоприятные факторы внешней среды приводят к нарушению регуляторных механизмов иммунной системы, что, в свою очередь, приводит к срыву адаптации.

Было замечено, что синдром хронической усталости возникает после перенесенных вирусных инфекций. Часто пусковым механизмом заболевания является неправильное питание. Токсические факторы, такие, как пищевая химия, пестициды, лекарственные препараты, в особенности аналгетики, снотворные, антидепрессанты часто являются причиной заболевания. Прием лекарственных препаратов приводит к нарушению естественных адаптивных механизмов организма, в результате срыва которых и возникает синдром хронической усталости. Состояние часто возникает на фоне гормональной дисфункции и почти всегда бывает стресс - индуцированным.

Диагностическим критерием СХУ является появление немотивированной усталости, не связанной с другими заболеваниями. Начало, как правило, бывает внезапным, повышается температура до 38 градусов ,появляются першение в горле, увеличиваются шейные и подмышечные лимфоузлы ( не больше 2  см), головные боли, генерализованные мышечные и суставные боли, нарушения сна ( чередование сонливости и бессонницы), светобоязнь, снижение интеллекта, депрессия. Весь симптомокомплекс развивается достаточно быстро. Болеют в любом возрасте, чаще женщины от 25 до 49 лет, заболевание развивается спустя 2 года после первой атаки.

От 13% до 23% людей, страдающих повторными респираторными инфекциями, имеют СХУ, из них 95-99% имеют герпесвирусные инфекции.

Иммунологическая недостаточность при синдроме хронической усталости имеет комбинированный характер, в дефиците интерфероны, натуральные киллеры, Т-клетки и клетки гуморального иммунитета, при этом имеется гиперпродукция противовоспалительных цитокинов и ИЛ-10.

При истинном синдроме хронической усталости больные быстро отвечают на иммунокоррекцию.

Первым и самым главным шагом должен быть подбор индивидуальной сбалансированной диеты с исключением продуктов - иммуноантагонистов, то есть питание переводится в режим антигенного щажения.  Как показывает практика, одного этого бывает достаточно, для того, чтобы через 3 недели человек ощутил прилив сил, у него повысилась работоспособность, наладился сон. Обычно на фоне правильного питания микробиоциноз кишечника постепенно восстанавливается и не требует дополнительной коррекции. В дальнейшем рекомендуется снижение медикаментозных нагрузок и отказ от вакцинации.

Для коррекции клеточного метаболизма рекомендуется адекватная витаминотерапия, проводимая в течение 6 месяцев на базе анализа крови на цитохимию, что существенно снизит риск возникновения рецидивов синдрома хронической усталости.