Ячмень - причины, симптомы, диагностика и лечение

Ячмень является гнойным процессом ограниченного типа, проявляющимся на веках в результате инфицирования волосяных фолликулов ресниц или сальных желез. Ячмень выглядит как болезненная локальная гиперемичная припухлость на краю века с образованием гнойничка с течением недуга. Диагностируется недуг достаточно просто при наружном осмотре, дополнительной диагностики, как правило, не требуется. В качестве лечения специалист назначает туширование гнойника спиртом, закладывание мази и применение противовоспалительных глазных капель. При множественных ячменях назначают УВЧ и консультацию у иммунолога. По созреванию гнойника, назначается его вскрытие, которое проводит офтальмолог.

Ячмень: общая информация

Гордеолум (ячмень) является самым распространенным недугом в офтальмологии. Исходя из статистических данных, каждый второй житель земного шара сталкивается с данным недугом. Для ячменя характерен гнойный воспалительный процесс, который возникает на фоне бактериальной инфекции, развивающейся в волосяном ресничном фолликуле или сальных железах века. Не стоит забывать, что ячмень является не только косметической проблемой, но и серьезным недугом, который может привести к тяжелому гнойно-септическому поражению или перетеканию заболевания в хроническую стадию. Под видом гордеолума часто скрываются такие недуги, как опухоли на веках, халязионы и кисты.

Что может спровоцировать появление ячменя

Спровоцировать появление ячменя может инфекция, именуемая золотистым стафилококком. В некоторых случаях недуг может быть вызван клещом демодексом или спорами грибка. При попадании патогенных микроорганизмов в сальную железу или волосяной фолликул приводит к закупориванию протоков, в результате чего начинается воспалительный процесс полости и скопление в ней гнойного экссудата.

Инфекция может попасть в фолликул или сальную железу из-за несоблюдения правил гигиены, использования некачественных косметических средств и прочего. Также ячмень может возникнуть в результате хронических недугов, стрессов, проблем иммунной системой, недостатка витаминов, анемии, общего истощения и неблагоприятных внешних факторов. В некоторых случаях гордеолум может быть спровоцирован конъюнктивитом или блефаритом.

Классификация недуга

Исходя из расположения ячменя, гордеолум может быть как внутренним, так и наружным. Наружный ячмень представлен гнойничком, расположенным рядом с линией ресниц с их ее внешней стороны. Внутренний гордеолум развивается внутри века в результате попадания инфекции в мейбомиевые железы. Таким образом, происходит сильное воспаление хрящевой пластины внутри века. Этот тип недуга быстро приобретает хроническое течение, которое чревато развитием халязиона.

Также ячмень может быть множественным и одиночным, затрагивая одно или сразу оба века. К множественным ячменям приводит распространение инфекции по линии ресниц в результате сниженного иммунитета у пациента.

Симптоматика недуга

Недуг имеет острое течение и развивается скоротечно. В начале человека беспокоит сильный зуд века, после чего появляется отечность и покраснения, при надавливании на которое возникает дискомфорт и болевые ощущения. В некоторых случаях отечность настолько сильная, что пациент не может открыть глаз. При образовании ячменей множественного типа больной жалуется на температуру, головную боль, увеличение шейных лимфоузлов и общее недомогание.

Через несколько дней в области воспаления появляется гнойник. С его появлением болевые ощущения и температура проходят. Созревание ячменя длится около недели, а после его вскрытия недуг начинает постепенно отступать.

Внутренний гордеолум располагается с внутренней стороны века в хряще. При выворачивании века наблюдается отечность и покраснение конъюнктивы. Через несколько дней через истонченную слизистую начинает проступать гнойная пробка. После самопроизвольного вскрытия ячменя на внутренней стороне века часто возникает листовидная грануляция.

Осложнения

Самостоятельно вскрывать ячмень и выдавливать из него гной нельзя. Так как велика возможность присоединения вторичной инфекции в подкожную кровеносную систему, через которую патогенные микроорганизмы могут попасть в глубокие вены глазницы. В этом случае может развиться гнойный менингит, тромбофлебит или флегмона глазницы, что приводит к удалению глазного яблока, а иногда и к летальному исходу.

Если недуг не долечить до конца он перетекает в хроническое состояние с постоянными рецидивами, которые в итоге потребуют серьезного лечения и хирургического вмешательства.

Как диагностируют недуг
При возникновении ячменя необходимо обратиться к офтальмологу. При посещении специалиста диагностика основывается на внешнем осмотре, путем выворота века в случае с внутренним ячменем или пальпаторным осмотре в случае с внешним.

Если ячмень имеет рецидивирующее течение и множественную локализацию пациента направляют к иммунологу. Также ему необходимо сдать кровь и мочу, на также провести исследование ресниц на наличие клеща и сдать кал для выявления гельминтов. В некоторых случаях назначаются бактериологические посевы с конъюнктивы. После постановки точного диагноза назначается лечение.

Прогнозы и профилактические мероприятия
При правильном и своевременном лечении, недуг последствий, как правило, не имеет. При самолечении и выдавливании ячменя последствия могут быть самыми серьезными, а прогнозы неутешительными.

В качестве профилактических мероприятий специалисты советуют принимать иммуномодуляторы, правильно питаться, соблюдать правила личной гигиены и не пользоваться некачественными косметическими средствами. При соблюдении данных мероприятий ячменя удастся избежать.