Хронический кашель

Кашель является неспецифической защитной реакцией организма на раздражение дыхательных путей.

Хронический кашель

Кашель может иметь острую форму течения и продолжаться до 3-х недель и хроническую, длящуюся от 8-ми недель и выше. Кашель, длящийся от 3-х до 8-ми недель, медики относят к подострому типу.

Исходя из статистических данных, хронический кашель отмечается у двадцати процентов населения земного шара. К главным факторам риска его появления относят курение, профессиональные и неблагоприятные экологические факторы.

Хронический кашель с физиологической точки зрения

Кашлевой рефлекс может быть вызван воспалительным или механическим воздействием на дыхательные пути. Данный рефлекс четно контролируется определенными центрами в коре головного мозга.

Нервные афферентные пути проводят импульсы, поступающие к ним от органов дыхания в кашлевой центр, расположенный в участке продолговатом мозговом участке. На поступающий раздражительный импульс дается ответная реакция, приводящая к сокращению мышц и формированному сильному входу для очистки дыхательных путей.

В большинстве случаев хронический кашель провоцирует гиперреактивность бронхов, приводящая к постоянному кашлю без каких-либо причин. Гиперреактивностью бронхов принято считать повышенную чувствительность дыхательной системы к различным раздражителям, приводящим к сужению просвета в дыхательных путях.

Гиперреактивность бронхов может развиться на нервной почве либо быть спровоцирована астмой и ХОБЛ. Также она может развиться на фоне заболеваний, связанных с нарушениями в иммунной системе.

Причины, вызывающие хронический кашель

Чаще всего причина хронического кашля вызвана отягощающим фактором, представленным астмой, аллергией, загрязнителями, заболеваниями дыхательной и иммунной систем индивидуальной чувствительностью. Самыми частыми причинами кашля являются курение, астма, ГЭРБ, постназальное затекание, прием некоторых лекарственных препаратов и профессиональные факторы.

Менее распространённые причины представлены:
  • Легочным фиброзом и эмфиземой.
  • Сердечнососудистыми недугами.
  • Хроническими инфекционными заболеваниями.
  • Онкологическими заболеваниями.
  • Инородными телами в дыхательных путях.
  • ДПБ.
  • Сенсорной нейропатией.
  • Нарушением сердечного ритма.
  • Идиопатическими или психогенными расстройствами.

Симптомы кашля

К симптоматике хронического кашля можно отнести:
  • Ринит.
  • Першение и жжение в дыхательных путях.
  • Хрипы.
  • Ощущение сдавленности в грудной клетке.
  • Отдышка.
  • Кислая отрыжка и изжога.
  • Наличие крови в мокроте.

Наличие подобной симптоматики говорит о том, что хронический кашель сам является признаком того или иного заболевания. Если же симптоматика отсутствует, скорее всего, кашель вызван психогенными расстройствами.

Диагностика хронического кашля

Диагностика пациента начинается с опроса, составления анамнеза и прослушивания дыхательных путей на предмет хрипов. Если пульмонолог подозревает наличие аллергической реакции или проблем с иммунной системой, что нередко бывает при данном заболевании, он направляет больного к аллергологу и иммунологу.

Также назначаются дополнительны исследования, представленные:
  • Рентгеном грудной клетки.
  • Развернутым анализом крови и мокроты.
  • Аллерготестами.
  • Эхокардиографией.
  • Внутрипищеводной pH-метрией.
  • МРТ органов грудной клетки и рентгеном синусов.

После проведения диагностики ставиться точный диагноз, и назначается соответствующая терапия.

Осложнения при хроническом кашле
Без должного лечения данного недуга может возникнуть ряд осложнений, среди которых отмечают:
  • Общую слабость.
  • Бессонницу.
  • Головную боль.
  • Недержание мочи.
  • Головокружение.
  • Потливость.
  • Наколы ребер.

Профилактические мероприятия
Для профилактики хронического кашля необходимо предпринять следующее:
  • Своевременно лечить заболевания дыхательных путей и не допускать их обострений.
  • Свести к минимуму воздействие на организм аллергенов и разнообразных раздражителей.
  • Регулярно проходить осмотры у специалистов на предмет заболеваний дыхательной и иммунной систем, которые могут спровоцировать кашель.

Таким образом, возможно выявить их на ранней стадии, не допустив перехода в хроническую форму.

Своевременная диагностика и лечение недугов дыхательной системы, а также их профилактика позволит не допустить развитие хронического кашля или же предотвратить его возникновение вовсе.