О клинике > Пресса о клинике

Пляска святого Витта

Характеристика заболевания

Пляска святого Витта или chorea minor (хорея) - является одной из форм ревматической инфекции. Она щадит только первые четыре года жизни. Болезнь начинается внезапно, длится долгое время, недели и месяцы, и заключается в своеобразных подергиваниях различных мышечных групп, преимущественно лица, головы и верхних конечностей, реже остальных частей тела.

Отношение хореи к суставному ревматизму и к ревматическим заболеваниям сердца очень тесно; она является своеобразным выражением ревматической инфекции.

Это видно, прежде всего, из того, что суставной ревматизм и хорея могут непосредственно переходить друг в друга, как это приходится наблюдать при тяжелых, злокачественных формах суставного ревматизма. Затем в пользу этого говорит то обстоятельство, что у многих больных можно наблюдать смену ревматизма хореей и обратно. Часто бывает так, что дети заболевают суставным ревматизмом и потом у них появляется хорея, дающая осложнение со стороны сердца, оставшееся еще нетронутым при суставном ревматизме. Иногда бывает наоборот. При расспросе взрослых больных суставным ревматизмом оказывается, что некоторые из них болели им в детстве, а у других была хорея.

Затем отношение хореи к происхождению сердечных болезней точно такое же, как у суставного ревматизма.

Помимо этого, об эквивалентности хореи и ревматизма свидетельствует отношение ее к скарлатине, т. е., к болезни, которая обусловливается стрептококками, являющимися возбудителями и суставного ревматизма. После скарлатины больные нередко болеют то суставным ревматизмом, имеющим большей частью доброкачественное течение, но иной раз дающим также осложнение со стороны сердца, то хореей, которая держится большей частью в умеренных границах, но иногда ведет также к осложнениям со стороны сердца.

Течение болезни

Большей частью дети, будучи совершенно здоровыми, начинают вдруг делать отдельные судорожные движения. Сравнительно реже появлению судорог предшествуют продромальные общие явления. Дети становятся раздражительными и капризными, жалуются на боли головы и конечностей, на чувство слабости в какой-нибудь руке или ноге, быстро утомляются и в некоторых случаях испытывают боли в определенных суставах. Затем появляются судороги, характер которых в легких и средних случаях заключается в том, что они подражают координированным движениям, совершенно непроизвольным, но производят впечатление, как будто бы они были произвольными.

Так, например, ребенок вдруг начинает своеобразным образом пожимать плечами, как будто желая выразить сомнение. Или он выпячивает рот, как бы готовясь свиснуть, высовывает язык, оттягивает рот влево или вправо, скалит зубы, скрежещет зубами, морщит лоб, поднимает кверху брови и т. д. Судороги рук и ног становятся заметными при движениях их, которые требуют тонкой координации. При письме, шитье и т. п. замечаются размашистые движения, нарушающие правильную координацию. Судороги же мешают мышцам оставаться продолжительное время в определенных положениях, т. е. дети например, роняют внезапно без всякой видимой причины предмет, который они держат в руках. Потом судороги переходят и на туловище. Дети сидят в школе очень неспокойно: ерзают на скамье, поворачивая верхнюю часть туловища то в одну, то в другую сторону. Если взять во внимание, что движения эти не выглядят, как судорожные и непроизвольные, а производят впечатление вполне произвольных актов, то станет понятным, что болезнь ребенка долго принимается за дурную привычку, шалость и т. п.

Речь тоже расстраивается: дети говорят обыкновенно тихо, с немотивированными паузами, выбрасывая слова толчками, иногда замечается извращенное образование согласных и совершенно неправильная интонация фраз или отдельных слов.

Судорожные движения все более и более распространяются, захватывают и нижние конечности, где также появляются непроизвольные движения, похожие на произвольные.

Дети переступают с одной ноги на другую, становятся на цыпочки и т. д. Понемногу и эти движения усиливаются, расстраивают все более и более нормальную координацию и вместе с ней стояние и ходьбу, которые становятся в тяжелых случаях невозможными. В некоторых случаях все эти судорожные движения распространяются только на одну половину тела.

Судорожные движения соответствуют в легких и средних случаях произвольным движениям, имея характер жестов.

Благодаря участию языка и глоточной мускулатуры может быть очень затруднено глотание. Только с большим трудом ребенок может есть, причем значительная часть пищи выпадает изо рта вследствие повторяющихся нецелесообразных движений языка. Жевание совершенно невозможно, так что детям приходится давать только жидкую и кашицеобразную пищу.

Последствия таких беспрестанных движений и обусловленных ими функциональных расстройств различны.

Сон не нарушается в легких и средних случаях, но в тяжелых страдает очень сильно и может даже совершенно отсутствовать. В таких случаях дело идет всегда об очень серьезном состоянии, при котором детям угрожает большая опасность погибнуть от истощения.

Кроме этих судорожных движений, являющихся характерным симптомом хореи, при ней наблюдаются еще другие более или менее выраженные нервные и психические расстройства. К их числу принадлежат: головные боли, головокружение, парестезии, расстройства зрения, плохое настроение, ослабление памяти, парафазии и подавленное состояние, которое может доходить до настоящего психоза.

Температура не имеет здесь существенного значения, но нередко наблюдаются подъемы ее до 39°.

Диагноз

Диагноз болезни не труден. Некоторое сходство с хореей имеет нервный тик. И здесь наблюдаются судороги, особенно мускулатуры лица, но они очень быстры, молниеносны и повторяются месяцами и годами одинаковым образом и на одном и том же месте. Затем повод к смещению может подать истерия.

Однако при внимательном отношении не трудно отличить настоящую хорею от истерии.

Прогноз
Прогноз хореи в общем благоприятный. Длительность болезни, правда, довольно продолжительная не менее 6 недель, в тяжелых же случаях она составляет несколько месяцев.

Прогноз омрачается вследствие долгой продолжительности сильных судорог, которые нарушают сон и подрывают питание. Слабые дети могут при этом дойти до такого истощения.

Затем на прогноз плохо влияют сердечные заболевания, в виде простого сердечного порока, или же в виде злокачественной формы воспаления сердца.

Неблагоприятной оказывается всегда комбинация хореи с суставным ревматизмом, так как она часто указывает на злокачественный оборот болезни вследствие тяжелых воспалений сердца. Прогноз, разумеется, ухудшается также вследствие наклонности к рецидивам.