Хронический отит среднего уха

Хронический отит является заболеванием, носящим воспалительный характер. Он затрагивает среднее ухо и приводит к образованию отверстия в области барабанной перепонки с выделением гнойного экссудата из ушной раковины.

Что может привести к возникновению заболевания

Отит хронического течения развивается на фоне острого течения недуга при частых воспалительных процессах, затрагивающих барабанную перепонку. Причинами его возникновения является инфекция, которая развивается на фоне сниженного иммунитета и механические повреждения.

На первой стадии развития недуга патогенные микроорганизмы поражают область барабанной перепонки, и если недуг не будет купирован вовремя, они проникнут в носоглотку, а затем в ухо. Рецидивы заболевания чаще всего возникают при простудах и ринитах.

Спровоцировать развитие отита, может насморк или гайморит. Так как носовые и слуховые ходы взаимосвязаны, при сморкании патогенная микрофлора зачастую попадает в ухо, что и приводит к началу воспалительного процесса. В большинстве случаев данному заболеванию подвержены люди со сниженным иммунитетом.

Из острого отита переход в хроническую стадию может быть спровоцирован:
  • Ринитом или гайморитом длительного течения.
  • Сахарным диабетом.
  • Снижением защитных сил организма.
  • Иммунодефицитом.
  • Курением и употреблением спиртного.
  • Неправильным питанием.
  • Резкой сменой климата.
  • Переохлаждением.
  • Простудой.
  • Попаданием воды в слуховые ходы.
  • Перепадами давления.

отит среднего уха

Хронический отит: Классификация

Отоларингологи подразделяют отит на три разновидности.

Отит бывает:
  • Хроническим гнойным. Этот тип недуга провоцируют патогенные микроорганизмы. К нему можно отнести мезотимпанит и эпитимпанит. При мезотимпаните воспаляется область барабанной перепонки, без затрагивания костного участка. При эпитимпаните воспаляется кость.
  • Экссудативным. Для этого типа отита характерно длительное скапливание вязкой жидкости в области барабанной перепонки. При этом сама перепонка остается неповрежденной, но нарушается работа слуховой трубы.
  • Хроническим адгезивным. Этот тип отита характеризуется образованием рубцовой ткани в барабанной перепонке, а также в ее области. Происходит срастание слуховых косточек, что приводит к снижению слуха. Данная форма появляется в результате частых рецидивов недуга или при длительном экссудативном отите.

Исходя из направленности болевого синдрома, отоларингологи также выделяют три типа недуга, представленных:
  • Наружным отитом, формирующимся в результате механического повреждения наружных слуховых проходов или ушной раковины.
  • Средним отитом, формирующимся в результате воспалительного процесса, затрагивающего сосцевидный отросток, барабанную перепонку и слуховую трубу
  • Внутренним отитом, развивающимся на фоне недолеченного среднего отита. Он приводит к формированию серьезных дефектов в вестибулярном аппарате.

При обострении хронического отита, выделяют следующие стадии развития недуга:
  • Воспалительную. Характеризуется воспалительным процессом, затрагивающим слуховую трубу.
  • Катаральную. Характеризуется воспалительным процессом, затрагивающим оболочку среднего уха.
  • Депорформативную. Характеризуется скоплением сгустков гноя в средне ухе.
  • Постперфоративную. Характеризуется истечением гнойного экссудата из слухового прохода.
  • Репаративную. Характеризуется снижением воспалительного процесса и формированием рубцовой ткани.

Симптомы заболевания

Для хронического отита характерна разнообразная симптоматика, которая будет зависеть от стадии недуга и места расположения воспалительного процесса. Для прогрессирующего отита характерно повреждение перепонки, скопление гноя в слуховом проходе, его истечение из уха, потеря слуха.

В зависимости от того, где протекает воспалительный процесс, пациент может жаловаться на различные симптомы. Больной жалуется на сильную алгию в ухе, усиливающуюся при перепадах давления. Также дискомфорт ощущается при открытии рта и введения прибора для осмотра слухового прохода. Также отмечается гиперемия и отечность внешней ушной раковины.

Каждая из стадий развития недуга, характеризуется следующей симптоматикой:
  • На первой стадии пациента беспокоит заложенность ушей, звон, шум, боль и повышенная температура.
  • На второй стадии больной жалуется на усиление заложенности уха, пронзительную стреляющую боль и шумы.
  • На третьей стадии в среднем ухе начинает скапливаться гной, усиливается боль, которая распространяется на носоглотку, зубы и органы зрения, повышается температура и отмечается кровоизлияние в области барабанной перепонки.
  • На четвертой стадии боль и шум уходят, а гнойный экссудат начинает вытекать из слухового прохода.
  • На пятой стадии симптоматика исчезает и в большинстве случаем слух в пораженном ухе снижается до минимального порога.

Для внутреннего отита характерное головокружение, нарушение равновесия, тошнота, шум в ушах, рвота и ухудшение слуха.

Как диагностируют недуг
Для диагностики хронического отита отоларинголог анализирует жалобы пациента, осматривает слуховые ходы при помощи отоскопа, проводит камертональную пробу и аудиометрию. Также делается мазок на патогенные микроорганизмы и томография. В большинстве случаев назначается дополнительная консультация иммунолога и невролога.

После сбора необходимой информации ставится диагноз и подбирается методика лечения.

Осложнения хронического отита
Осложнения отита представлены:

• Мастоидитом.
  • Возникновением холестеатом.
  • Менингитом.
  • Полной потерей слуха.
  • Невритом лицевого нерва с пораженной стороны.
  • Тромбозом венозных синусов.
  • Отогенным сепсисом.

Профилактические мероприятия
Дабы острый отит не перетек в хроническую форму либо недуг не начал развиваться вовсе, необходимо вовремя лечить болезни ЛОР органов. Заболевание можно предотвратить при помощи устранения или корректировки иммунодефицита при его наличии. Также будет нелишним прием витаминов и иммуномодуляторов и своевременное обращение к специалисту при первых признаках недуга.