Панкреатит – причины, симптомы, диагностика

Панкреатит представляет собой серьезный воспалительный процесс, протекающий в поджелудочной железе. Зачастую воспаление вызывает нарушенный отток ферментной жидкостной составляющей, которую вырабатывает железа в двенадцатиперстную кишку. Нарушенный отток приводит к разрушению не только тканей самой поджелудочной, но и сосудистой сетки железы. Также могут быть поражены и органы находящей в непосредственной близости с железой. Без своевременного лечения данного заболевания, больного ожидают печальные последствия, вплоть до летального исхода.

К нарушению оттока желчи может привести скопление камней в желчном пузыре или опухолевые процессы, которые перекрывают протоки поджелудочной. Панкреатит чаще всего возникает у людей, которые переедают, употребляют много алкоголя, жаренного, острого и жирного.

Причины, вызывающие панкреатит

Как уже упоминалось выше, панкреатит развивается в результате нарушенного оттока ферментосодержащего сока, который вырабатывает поджелудочная железа для всасывания полезных веществ в тонком кишечнике.

К панкреатиту могут привести причины, представленные:
  • Генетической предрасположенностью.
  • Бесконтрольным применением диуретиков, сульфаниламидов, ингибиторов и глюкокортикостероидов.
  • Наличием глистной инвазии.
  • Последствиями тяжелого отравления.
  • Диабетом.
  • Перееданием, употреблением жареной, соленой, острой и копченой пищи в избытке.
  • Аллергическими реакциями.
  • Употреблением большого количества продуктов с вредными добавками и пестицидами, которые оказывают негативное влияние на поджелудочную железу.
  • Инфекционными заболеваниями. Сепсисом и гнойными воспалительными процессами.
  • Недугами сердечно-сосудистой системы.
  • Травмами ЖКТ.
  • Заболеваниями ЖКТ.
  • Операциями на желудке и кишечнике, которые привели к спаечным процессам.
  • Болезни желчного и непроходимость желчевыводящих путей.

Классификация панкреатита

Панкреатит подразделяется на разновидности, представленные:
  • Острым течением недуга.
  • Острым рецидивирующим течением. Его характеризует обострение с сопутствующей симптоматикой.
  • Хроническим течением заболевания. Оно представляет собой последствия острого не долеченного панкреатита.

Также при постановке диагноза учитывают поражения поджелудочной железы, которое бывает:
  • Отечным.
  • Деструктивным.
  • Мелко, средне и крупноочаговым.
  • И тотально-субтотальным.

Обращают внимание и на фазу течения недуга, которая бывает:
  • Ферментативной (первые несколько суток заболевания).
  • Реактивной (шестые – четырнадцатые сутки течения).
  • Секвестрационной (пятнадцатые сутки).
  • Исходной (по истечению шести месяцев после начала недуга).

Симптоматика панкреатита

Как проявляет себя панкреатит? Его основной симптоматикой является сильная алгия и общая интоксикация организма. Но прежде чем изучать симптомы и делать выводы, необходимо определить форму недуга, так как у острого и хронического течения они разные.

Симптоматика острого и хронического течения заболевания

Алгия при остром течении. При остром панкреатите болевые ощущения имеют острый или режущий тип. Боль не проходит, она может утихать и усиливаться. Локализуется алгия под правым или левым ребром. Также она может быть опоясывающей или отдавать в лопатки или грудную клетку. Болевые ощущения могут усилиться при употреблении спиртного, острого, жирного и жаренного. Так как эта пища усиливает выделение поджелудочного сока. Если не оказать помощь пациенту вовремя, то может начаться болевой шок, который в некоторых случаях даже приводит к летальному исходу.

Алгия при хроническом течении. Болевые ощущения имеют приступообразный характер, и могут сопровождать больного в течение нескольких месяцев и даже лет. Особенно сильной, она может быть при употреблении жареной, острой и копченой пищи. После подобных трапез алгия может не проходить целый день, а то и сутки. Локализация боли та же. Она уменьшается при приседаниях и наклонах.

Бледность кожных покровов. Кожа на лице при панкреатите сначала становится бледной. Если заболевание не лечить, она приобретает землистый оттенок. В поясничной области и рядом с пупком, кожные покровы становятся сине-зелеными. Такие изменения объясняются нарушением кровотока из-за сильного воспаления в поджелудочной. В этом случае кровь проникает под кожу.

Пожелтение белков глаз и кожных покровов. Если отмечаются пожелтения, то такие изменения свидетельствуют о том, что панкреатит перешел в склерозирующую форму, развивающуюся при сдавливании желчных протоков. При хронической стадии недуга, кожные покровы светлеют, но белки глаз имеют желтоватый оттенок.

К основной симптоматике недуга также можно причислить:
  • Икоту.
  • Стремительную потерю веса.
  • Тошноту и рвоту непереваренной пищей с желчью.
  • Отдышку.
  • Вздутие, отрыжку.
  • Затвердение абдоминальных мышц.
  • Изжогу.
  • Диарею или запор.
  • Высокую или низкую температуру тела.
  • Повышенное или пониженное давление.
  • Сухость во рту.
  • Потливость.

Какие еще симптомы характерны для панкреатита?

При хронической форме недуга в поджелудочной начинаются патологические изменения. Но даже если воспалительный процесс будет купирован, пациент будет должен на протяжении всей жизни соблюдать специальную диету и проводить профилактику чтобы не допустить обострения.

При деструктивных изменениях в железе, происходит нарушение ее функционирования. Инсулин вырабатывается в недостаточном количестве, в результате ухудшается переработка углеводов, что приводит к увеличению уровня глюкозы в крови, которое может привести к развитию сахарного диабета.

Чтобы не допустить перетекания заболевания в хроническую форму, необходимо при первых признаках недуга обращаться к врачу.

Осложнения, вызванные панкреатитом
Осложнения панкреатита чаще всего, представлены:
  • Абсцессом поджелудочной.
  • Диабетом.
  • Панкреонекрозом.
  • Легочными осложнениями.
  • Образованием ложной кислоты.
  • Панкреатогенным асцитом.
  • Летальным исходом.

Как диагностируют панкреатит?
Диагностические процедуры по выявлению заболевания состоят из:
  • Гликемического и общего анализа крови.
  • Компьютерной томографии.
  • Биохимии крови.
  • ЭРХПГ.
  • Анализа мочи.
  • ЭГДС.
  • Анализа кала.
  • Рентгенографии брюшины.
  • УЗИ брюшины.

При своевременном выявлении недуга, лечение будет успешным, а реабилитационный период пройдет быстро и без осложнений.

Будьте здоровы, ваша «Клиника доктора Волкова».