В ожидании постантибиотикового апокалипсиса

На нашей планете будет практически невозможно выжить, когда возбудителям инфекций удастся окончательно приобрести устойчивость (резистентность) к антибиотикам. Но учёные считают, что можно избежать катастрофы.

Бактерии, проявлявшие невосприимчивость к антибиотикам, существовали всегда. Во всяком случае, еще до того, как человек начал использовать лекарства с энтузиазмом наркомана. Гены, отвечающие у современных бактерий за защиту от антибиотиков, учёные обнаружили у бактерий, найденных в арктической вечной мерзлоте, которым тридцать тысяч лет.

Пока предки человека питались жёстким мясом мамонта и жили в пещерах, в генах бактерий, отвечающих за устойчивость к антибиотикам, не было необходимости. Однако, когда началась эра антибиотиков, гены резистентности оказались важным оружием каждой бактерии.

открытие пеницилинаАлександр Флеминг, в сентябре 1928 года выделивший пенициллин, ещё 70 лет назад предупреждал, что высокий спрос на антибиотики и их чрезмерное использование приведут к тому, что бактерии усовершенствуют свою защиту.

Серьезна ли угроза? Увы. Например, о туберкулёзе многие узнали лишь из фильма "Мулен Руж", где эта опасная, но, к счастью, сейчас уже не распространённая болезнь убивает героиню Николь Кидман. Туберкулез почти полностью исчез из реальности обеспеченных западных стран после появления антибиотиков рифампицина и изониазида. Хотя в менее развитых странах болезнь, конечно, существует.

Сейчас микобактерии туберкулёза возвращаются. Они эволюционировали и стали более опасны, чем 100 или 50 лет назад. Мы наблюдаем туберкулёз, который уже не боится рифампицина и изониазида. Он способен передаваться даже через чихание. Самое качественное лечение позволяет выжить лишь половине больных.

Но это - достаточно маленькая часть проблемы антибиотикорезистентности. В США за год двадцать тысяч человек умирают после заражения нечувствительной к антибиотикам инфекцией.

Отмечена вспышка бактерий, не реагирующих на самые новые антибиотики. В их числе - кишечная палочка (вызывает гастроэнтерит), синегнойная палочка (приводит к сепсису). Обе бактерии "игнорируют" современные антибактериальные препараты.

Много лет фармацевты занимались более прибыльными направлениями на рынке - лекарствами от рака и заболеваний сердца. Отметим, что за курс антибиотиков за рубежом приходится заплатить тысячу долларов, а препараты для лечения рака обходятся в несколько десятков тысяч. Лекарства, снижающие холестерин, приходится принимать несколько десятилетий. Соответственно, человек тратит на такие препараты маленькое состояние.

Но всё-таки выход пока есть: вспоминать об антибиотиках только в по-настоящему важных случаях. И не воспринимать их как волшебные пилюли.

Не стоит лечить антибиотиками каждую инфекцию органов дыхания. Например, против гриппа, который вызывается вирусами, антибиотики бессильны.

Ученые призывают сократить, а то и полностью прекратить, использование антибиотиков в сельхозсекторе. ВОЗ советует защищать животных с помощью альтернативных средств: соблюдать биологическую безопасность, улучшить гигиену и проводить вакцинацию. Антибиотики должны назначаться только животным, заразившимся бактериальной инфекцией.

Конечно же, идёт поиск других путей. Но антибактериальное средство существует давно: это бактериофаги - вирусы, "пожирающие" бактерии. Хотя в действительности бактерия не уничтожается, а используется вирусом для воспроизведения себя.

Бактериофаги были обнаружены 100 лет назад. А позже, во время Второй мировой, с их помощью лечили гангрену. Исследователи во всём мире сегодня ищут способы использования микроскопических убийц в медицине.

И, конечно же, идёт поиск новых антибиотиков. Но однажды бактерии "научатся" побеждать и следующие поколения лекарств. В этой гонке вооружений человеку не выиграть, главное найти средства, которые позволят нам не проиграть.