Простуда или аллергия?

Ежегодно миллионам россиян приходится лечить простуду, но часть из них на самом деле страдает от аллергических реакций. Некоторые аллергики пытаются лечиться препаратами от простуды, потому что неправильно определяют свой недуг. Как не перепутать эти заболевания?

По словам американского аллерголога Роберта Вейса, многим людям не приходит в голову сдать аллергопробы и убедиться, что у них аллергия. Они лечатся от вирусной инфекции, хотя им могут помочь только антигистаминные препараты. Увы, но даже сейчас не у всех есть доступ к нужной информации.

Длительность и симптомы заболевания

Чтобы понять, с каким из этих двух заболеваний борется организм, нужно обратить внимание на сроки, на протяжении которых проявляются симптомы. Стандартная простуда длится около недели. Если этот срок прошел, а состояние больного не улучшилось, значит, имеет место аллергия.

Аллергическая реакция бывает сезонной или возникает во время нахождения в одном и том же месте.

Почему путают аллергию с простудой?

При каждом из них наблюдаются похожие симптомы: заложенный нос, насморк, чихание, кашель, покраснение глаз.

Учимся отличать аллергию от простуды

Даже медики признают, что могут перепутать простуду и аллергию. Доктор Эндрю Ким из Allergy & Asthma Centers рассказал, что его коллеги иногда сталкиваются со сложностями при поставке диагноза.

И даже очень опытный врач, страдая от аллергии, может быть уверен, что у него простуда. В такой ситуации оказался именитый педиатр Пол Эрлих. Если бы не замечание пациента, удивившегося, что у известного врача тоже аллергия, профессору Эрлиху не пришло бы в голову сдать тесты. В итоге оказалось, что профессор несколько лет мучился из-за поллиноза - реакции организма на пыльцу растений.

Чтобы определить, от какой из двух болезней страдает ваш организм, нужно ответить на несколько вопросов:

1. Как давно длятся симптомы?
При простуде они должны исчезнуть через неделю. Аллергическая реакция никуда не денется до тех пор, пока на человека воздействует аллерген.

2. Насколько быстро появились симптомы?
Внезапность характерна для аллергии. Простуда же проявляется постепенно: сначала небольшой насморк и чихание, потом заложенность носа, а через сутки-двое - кашель.

3. Возникают ли симптомы в одни и те же месяцы?
Если да, то велика вероятность, что вы страдаете от сезонной аллергии.

4. Есть ли покраснение глаз и зуд?
Эти симптомы чаще всего присутствуют у аллергиков.

Существуют признаки, позволяющие определить, что у ребенка аллергический ринит, а не обычный насморк:
  1. Многократное чихание.
  2. Очень обильные жидкие выделения из носа.
  3. Нос заложен и все время чешется.
  4. Отечность лица.
  5. Пересохшие губы, постоянная жажда.
  6. Красные и слезящиеся глаза.
  7. Кожные высыпания.

Причины аллергии

Ученые до сих пор не смогли четко определить их. Впрочем, есть данные о том, что аллергические реакции зависят от наследственности. Если один из родителей страдает аллергией, вероятность, что она появится и у ребенка, составляет 30%. У ребенка двух аллергиков шансы унаследовать этот недуг в два раза выше.

В последние годы был отмечен стойкий рост количества аллергических патологий в разных странах. По мнению медиков, это объясняется избыточной гигиеной - из-за улучшения бытовых условий иммунитет реже "тренируют" микроорганизмы. Потому она начинает бороться с веществами, не представляющими опасности для организма.

Как диагностируется аллергия

Во время кожной пробы экстракт вероятного аллергена вносится в царапину на коже предплечья. Если человек чувствителен к этому веществу, в ранке через полчаса обнаруживается воспалительная реакция. Это самый достоверный способ диагностики для тех, кому от 4 до 50 лет, однако он может применяться только тогда, когда нет обострения болезни. Его запрещено использовать для тестирования беременных женщин и кормящих матерей.

С помощью иммунологического анализа крови можно выявлять аллергию даже во время обострения. Этот метод считается более удобным, так как позволяет делать диагностику болезней аллергической природы у лиц любого возраста при любом состоянии здоровья. Но у него есть серьезный недостаток - достаточно высокая погрешность.

Различия в лечении

Для лечения обоих заболеваний используются безрецептурные препараты. Правда, при простуде лучше всего помогают не лекарства, а постельный режим и употребление большого количества жидкости. Медикаменты всего лишь уменьшают воспаление слизистой, заложенность носа, боль в горле и другие симптомы.

Бороться с аллергией лучше всего с помощью профилактики. Зная, из-за какого вещество возникает аллергическая реакция, нужно просто избегать его. Тем, кто все-таки был вынужден контактировать с аллергеном, помогут антигистаминные препараты, устраняющие большинство неприятных симптомов.

Когда стоит обратиться к специалистам?

Если прошло уже более недели после появления насморка и кашля, а симптомы по-прежнему остаются очень яркими, стоит посоветоваться с врачом. Сдав аллергопробы, вы сможете узнать аллерген и начать лечение.

Основанием для беспокойства может быть и обычный насморк, появившийся после поездки на пикник. В этом случае тоже необходимо срочно обратиться к специалисту, поскольку аллергия на пыльцу растений может сопровождаться бронхиальным кашлем и конъюнктивитом.