Синдром раздраженного кишечника

Синдром раздраженного кишечника считают одним из самых распространённых недугов на земном шаре. Заболевание диагностируется у двадцати процентов населения земли. Чаще всего оно возникает в возрасте от двадцати до пятидесяти лет, преимущественно у женщин. Также половина страдающих недугом пациентов, не обращаются за медицинской помощью.

Для СРК характерны нарушения в ЖКТ, приводящие к кишечным спазмам, метеоризму, вздутию, диареи и констипации. Полностью избавиться от этого патологического состояния невозможно, но улучшить качество жизни пациента при помощи диет и медикаментозной терапии вполне возможно. Синдром раздраженного кишечника не несет опасность для жизни, не приводит к серьёзным структурным изменениям и нарушениям в ЖКТ, но создает дискомфорт и мешает полноценной жизни больного. СРК не может вызвать онкологию или другие серьезные заболевания, но, несмотря на это патологическое состояние необходимо постоянно держать под контролем и раз в полгода обследоваться у гастроэнтеролога и иммунолога.

Что приводит к развитию недуга?

До сегодняшнего дня точную причину, приводящую к развитию недуга, установить не удалось. Все проводимые исследования, касающиеся синдрома раздраженного кишечника, не выявили никаких структурных нарушений. Стрессы, сниженный иммунитет, неправильное питание, прием лекарственных препаратов некоторых групп: все это может усугублять состояние больного.

В прошлом считалось, что заболевание вызвано психосоматическими расстройствами. Действительно, психосоматика в некотором роде влияет на развитие недуга, но самостоятельно рассматривать ее как причину нельзя.

Так как основную причину, провоцирующую появление недуга выделить не удается. Медики при постановке диагноза полагаются на следующие факторы, которые могут проявляться как поодиночке, так и в совокупности.

К ним можно отнести:
  • Психосоциальные нарушения. В некоторых случаях стрессовые ситуации становятся одной из предпосылок заболевания. Также на кишечное расстройство может повлиять бессонница.
  • Физиологические изменения в кишечнике. Различные изменения, происходящие в нижнем и верхнем отделе кишечника, могут привести к появлению СРК. К ним относят растяжение стенок кишечника при метеоризме, спазмы, перенесенный гастроэнтерит, запор, диарея, гормональные колебания, влияющие на рост эпителия в кишечнике, гастроколитический эффект, обострение чувствительности кишечника во время менструации.
  • Иммунные нарушения. Ослабленный иммунитет снижает сопротивляемость организма к недугам в несколько раз, к тому же такие нарушения могут приводить к дисбактериозу, который в большинстве случаев может стать причиной СРК.

Одним из этих факторов, но чаще всего их совокупность приводят к развитию синдрома раздраженного кишечника у пациентов определенной возвратной категории и полового признака.

Симптоматика недуга

Симптоматика, зачастую проявляется более обостренно после приема пищи в приступообразной форме. У большинства пациентов приступы длятся от пары часов до нескольких дней, после чего исчезают либо приобретают слабую выраженность.

К наиболее частой симптоматике относят:
  • Схваткообразная боль в животе и спазмы, проходящие после акта дефекации.
  • Чередующаяся диарея и запоры.
  • Слизистые выделения из заднего прохода.
  • Вздутие живота.
  • Метеоризм.
  • Внезапное желание сходить в туалет.
  • Постоянное ощущение полного кишечника, несмотря на степень его опорожненности.
  • Дискомфорт и раздраженность.

Как диагностируют недуг

При обращении к гастроэнтерологу с вышеописанными симптомами, специалист проводит опрос пациента, осматривает его и собирает анамнез.

После чего больному назначаются диагностические мероприятия, представленные:
  • Анализом кала.
  • Общим анализом крови.
  • Анализом крови на целиакею.
  • Ректороманоскопией
  • Колоноскопией.
  • КТ и МРТ.

Дополнительно может быть назначена консультация иммунолога и терапевта. После постановки диагноза, назначается соответствующее лечение.

Профилактические мероприятия
В качестве профилактических мероприятий, улучшающих качество жизни с недугом можно отметить:
  • Добавление в рацион, продуктов богатых клетчаткой.
  • Отказ от определенной категории продуктов питания, которые могут вызвать раздражение кишечника и спазмы.
  • Употребление пищи маленькими порциями с частыми повторениями.
  • Употребление большого количества жидкости. (В клинике доктора Волкова мы рекомендуем обогащенную кислородом воду ОКСИ).
  • Физические упражнения.
  • Прием витаминов и иммуномодуляторов.

Придерживаясь рекомендаций, указанных выше, можно облегчит дискомфортное состояние при СРК либо избежать появления недуга вовсе.