ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ - КРАСИВАЯ КОЖА

Кожные покровы человека являются важным органом, который выполняет многообразные функции. Площадь поверхности кожи у взрослого человека — 1,5 — 2 м², а масса кожи вместе с подкожной клетчаткой составляет приблизительно 16 % массы тела. Кожа состоит из двух отделов: верхнего (наружного) — эпидермиса и нижнего — дермы или собственно кожи, оба отдела обособлены друг от друга и в то же время тесно связаны между собой. Дерма в нижнем отделе непосредственно переходит в подкожную клетчатку.

Кожа выполняет чрезвычайно важные физиологические функции. Прежде всего, она защищает внутреннюю среду организма от неблагоприятных внешних воздействий — пыли, ветра, химических веществ, резких колебаний влажности и температуры.

В коже находятся сальные и потовые железы. Жировая смазка делает кожу гладкой, эластичной, защищает от воздействия влаги, предохраняет от травмирования, трения. Исключительно большое значение имеет бактерицидное свойство кожи. Неповрежденный поверхностный слой ее непроницаем для микробов, кожное сало и пот создают на поверхности кислую среду, губительно действующую на многие микроорганизмы. Известно, что температура тела человека остается постоянной, хотя температура окружающего нас воздуха постоянно меняется. В этом процессе поддержания температуры тела на постоянном уровне кожа принимает активное участие. Происходит это благодаря сужению или расширению большого количества кровеносных сосудов кожи и потоотделению. Если в норме суточное количество пота колеблется в пределах 600 — 800 мл, то в условиях жары оно может достигнуть нескольких литров.

Кожа снабжена большим количеством нервных окончаний, благодаря чему она является сложным органом чувств. На 1 см кожи находится около 100 нервных окончаний, а всего их более 1 млн. Рецепторы кожи дают возможность получать представление об окружающих нас предметах, их величине, форме, характере их поверхности, температуре. Острота осязания одинакова не на всех участках кожи. Особенно ярко выражена она на ладонной поверхности кончиков пальцев рук. Наибольшего развития осязание достигает у слепых людей, заменяя им зрение. Нервный аппарат кожи связывает ее не только с головным и спинным мозгом, но и со всеми внутренними органами. Поэтому заболевания внутренних органов часто отражаются на состоянии кожи, а, следовательно, волос, ногтей, сальных и потовых желез.

Кроме того, кожа активно участвует в общем обмене веществ организма: водном, солевом, белковом, углеводном и жировом. В здоровой коже содержится до 70 % воды. Кожа принимает участие и в процессе дыхания — за сутки через кожу выходит около 2 % углекислого газа и поглощается 1 % всего вдыхаемого кислорода.

Постоянное воздействие агрессивных внешних факторов, неблагоприятная экология, частое употребление синтетических моющих средств, химических веществ ослабляют защитные свойства кожи. В зимний период холод и ветер еще больше повреждают кожу. Зимой кожа страдает от недостатка солнечного света, избыток плотной одежды нарушает дыхание кожи и снабжение ее кислородом. Это приводит к тому, что кожа становится сухой, ломкой, часто шелушится, воспаляется. Применение защитных и питательных косметических средств уменьшает эти явления, но обеспечить здоровье кожи невозможно без правильного, сбалансированного и индивидуально подобранного питания и достаточного количества выпиваемой воды. Поэтому важными компонентами зимнего рациона являются: сырые или припущенные овощи, зелень, свежие фрукты или свежевыжатые фруктовые или овощные соки, которые содержат витамины С, РР, фолиевую кислоту, микроэлементы, фитонциды. Также советуем как можно чаще в меню включать блюда из злаков грубого помола (каши, зерновой хлеб, хлебцы). Это обеспечит достаточное количество витаминов группы В. Нерафинированные растительные масла или легкие животные жиры (например, нутряное свиное сало, курдючный жир) — это источники непредельных жирных кислот, витаминов А, D, Е. Достаточное содержание этих продуктов усилит питание кожи, увеличит ее способность к регенерации, укрепит ее защитные свойства, поможет бороться с инфекционными болезными и, конечно, красиво и молодо выглядеть.